Содержание
- История китайской народной музыки
- Пипа
- Гучжен
- Эрху
- Гуцынь
- Сяо
- Шен
- Сона
- Флейта Ди цзы
- Окарина сюнь
- Изучайте китайский с помощью фильмов и музыки
История китайской народной музыки
Китайская музыка эволюционировала и развивалась вместе с китайским обществом и государством на протяжении тысяч лет. Отметим ниже в таблице крупные вехи в развитии китайской народной музыки.
|
Период |
Его особенности |
|
Неолит (около 3000 гг. до н. э.) |
Появление первых музыкальных инструментов из камня и дерева, таких как флейты и ударные. |
|
Династия Шан (1600–1046 г.г до н. э.) |
Развитие ритуальной музыки, использование музыкальных инструментов в религиозных обрядах и праздниках. |
|
Династия Чжоу (1046–256 гг. до н. э.) |
Создание теоретических основ музыки. Музыка становится важной частью государственной церемонии. |
|
Династия Хань (206 г. до н. э. – 220 гг. н. э.) |
Развитие профессиональной музыки, появление первых музыкальных трактатов и появление инструментов, таких как гуцинь и пипа. |
|
Династия Тан (618–907 гг. н. э.) |
Золотой век китайской музыки. Появление новых музыкальных стилей и форм, таких как танская музыка. Музыка становится важной частью культуры и досуга. |
|
Династия Сун (960–1279 гг. н. э.) |
Развитие народной музыки и театральной музыки (юэ цзюэ), создание богатой традиции песенных и инструментальных произведений. |
|
Династии Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912) |
Появление новых форм оперного искусства, таких как пекинская опера, а также развитие различных региональных стилей и музыкальных традиций. |
|
20-й век |
Переход к более западным музыкальным стилям в результате культурных изменений. Создание новых форм народной музыки и интеграция с западной музыкой. |
|
1949 год и дальше |
Установление Народной Республики Китая; государственная поддержка народной музыки, формирование новых ансамблей и фестивалей, а также внимание к сохранению традиций. |
|
Конец 20-го и начало 21-го века |
Возрождение интереса к традиционной музыке, смешение стилей, появление новых жанров, таких как фольк-рок, и использование народных инструментов в современном контексте. |
Далее давайте поговорим о некоторых народных китайских инструментах.
Пипа
Пипа (琵琶) — это традиционный китайский струнный музыкальный инструмент.
Она имеет характерную форму с овальным корпусом и широкими округлыми сторонами, обычно изготавливается из дерева (чаще всего из груши или сливового дерева). Инструмент состоит из 4 или 5 нейлоновых или металлических струн, которые натягиваются над длинным грифом с ладами. Длина пипы обычно составляет около 100 см.
Пипа имеет древние корни, и считается, что возникла в Китае во времена династии Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.), вероятно, заимствовав элементы из музыкальных инструментов, пришедших из Центральной Азии, таких как «ситар». Название «пипа» происходит от звуков, которые издает инструмент: «пи» обозначает «удар» по струне, а «па» — «щипок».
Пипу держат вертикально и ступнями, а не горизонтально, как многие западные струнные инструменты. Музыкант играет, используя разнообразные техники, включая щипок (использование пальцев для щипка струн), скольжение по струнам, быстрые и резкие движения для создания перкуссионного эффекта.
Исполнение на пипе требует высокой мастерства и виртуозности, что делает ее не только музыкальным инструментом, но и средством самовыражения для музыканта.
Инструмент часто используется в ансамблях народной музыки, а также в традиционных китайских операх и театральных постановках. В последнее время пипа также активно используется в современных стилях музыки, включая фольклорный и даже поп-музыку, что обеспечивает ей новую жизнь и популярность.
В китайской культуре пипа считается символом женственности и изящества.
Гучжен
Гучжэн (古筝) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент с длинным корпусом, который относится к категории щипковых инструментов. Появился скорее всего в 3 тысячелетии до н. э.
Гучжэн обычно имеет 21 струну, натянутую над деревянным корпусом. Изготавливается чаще всего из изготовленным из сосны или других твердых пород дерева. Его длина может варьироваться от 120 до 180 см. Струны могут быть выполнены из нейлона или стали, что влияет на звук.
Музыканты играют на гучжэне, используя щипцы (плоские пластиковые или металлические приспособления), которые помогают создать разнообразные звуковые эффекты.
Эрху
Эрху (二胡) — это уникальный китайский смычково-струнный инструмент, который состоит из двух струн и длинного грифа. Эрху имеет многовековую историю, впервые упоминается в период династии Тан (618–907 годы), и его можно встретить в различных жанрах китайской музыки — от традиционных фольклорных мелодий до современного симфонического исполнения.
Эрху часто звучит так, как будто он «поет», что делает его похожим на певческий голос. Это связано с его возможностью передавать нюансы эмоций, такие как радость, грусть или тоска.
Музыка эрху часто ассоциируется с природными образами, такими как горы, реки и цветущие поля. Она может создавать атмосферу спокойствия и умиротворения, напоминая звуки природы.
Гуцынь
Гуцинь (古琴) — это традиционный китайский струнный инструмент, относящийся к категории щипковых инструментов и известный своим мягким, мелодичным звучанием.
Гуцинь представляет собой длинную, плоскую деревянную доску с 7 струнами, которые могут быть из нейлона, стали или шелка. Размер инструмента варьируется, но обычно он около 120 см в длину. Корпус изготавливается из различных древесных пород, таких как сосна или тиковое дерево.
Играть на гунцине можно с помощью пальцев, щипка или другими техниками, такими как «подъем» и «сглаживание» струн, что позволяет создавать широкий диапазон звуковых эффектов и эмоций.
Игра на гуцине иногда может звучать как «пение» или «рассказ». Звуки гуциня часто ассоциируются с природными, такими как журчание воды, ветер или шелест листьев. Звучание гуциня можно сравнить с голосом китайского струнного инструмента эрху, хотя гуцинь звучит более мягко и нежно. В некоторых случаях гуцинь умеет создавать звуки, похожие на мелодии европейских классических струнных инструментов, таких как арфа или виолончель.
Сяо
Сяо (箫) — это традиционный китайский духовой инструмент, который представляет собой флейту с конусовидным корпусом. Сяо известен своим мелодичным, нежным и слегка меланхоличным звучанием.
Сяо обычно изготавливается из бамбука, но также может быть выполнен из других материалов, таких как дерево или металлы. Инструмент обычно имеет 5–6 отверстий для управления высотой звука. Его длина варьируется в пределах 60–80 см.
Сяо позволяет создавать широкий диапазон звуковых оттенков. Инструмент часто ассоциировался с уединением, медитацией и поэтическим искусством, что делает его важным элементом китайской культурной традиции. Звуки сяо обладают мягким и теплым тоном, который способен передавать разные нюансы настроения.
Шен
Шен (笙) — это традиционный китайский музыкальный инструмент, относящийся к категории свободно надувных духовых инструментов. Шен представляет собой многоголосую гармонику, состоящую из нескольких трубочек, которые соединены с резонатором. Инструмент имеет глубокие корни в китайской культуре и используется как в народной музыке, так и в классических ансамблях.
Гигантская гармоника может иметь от 13 до 21 трубочки, что позволяет ему создавать богатый и многоцветный звук. Трубочки могут быть изготовлены из бамбука, металла или других материалов.
Его звучание часто описывают как звонкое, яркое и вдохновляющее, с характерной ярко выраженной певучестью. Звуки шена напоминают сочетание воздушного металла и тела духового инструмента: светлый, чистый и несколько стеклянный тембр на высоких нотах, с намеренной резонансной глубиной на нижних регистрах.
Из-за множества трубок шен может дарить широкую гамму оттенков — от солнечных и праздничных до более мягких и лирических, создавая ощущение большого симфонического ансамбля внутри одного устройства. Он часто звучит как мелодическая радуга, где каждая трубка вносит свой оттенок, и общее звучание обладает особой дыхательностью и выразительностью, характерной для традиционной китайской музыки.
Сона
Сона — это духовой музыкальный инструмент Внешне инструмент напоминает небольшую духовую трубу, иногда украшенную резьбой.
Сона состоит из длинного деревянного ствола, обычно выполненного из бамбука или другого мягкого дерева, и металлического мундштука с двойной тростью. Инструмент имеет увеличенный конусный конец, который формирует звуковую камеру, позволяя создавать громкий и насыщенный звук. Сона обычно имеет 5–8 отверстий для управления высотой звука.
Сона известна своим ярким, пронизывающим и мощным звуком, что делает его популярным на народных праздниках, свадьбах и других торжествах.
Флейта Ди цзы
Дицзы известна как один из самых выразительных и древних духовых инструментов Китая. Это продолговатая деревянная флейта без язычка, с вертикальным держанием и открытым концом.
Звук ди часто описывают как светлый, морозный и прозрачный, с чистыми артикуляциями и выразительной динамикой. Ди хорошо подходит как для традиционных китайских композиций, так и для современного мирового фьюжна, где звучание флейты добавляет нежности, лиризма и восточной эстетики.
Ди изготовляют из дерева, бамбука или металла, каждая версия имеет свой тембр: деревянная или бамбуковая — теплый и слегка зернистый, металлическая — яркий, резонирующий. Существует несколько стилей ди, включая длинную и короткую версии, которые различаются длиной и количеством отверстий, что влияет на диапазон и удобство игры.
Нередко ди украшают резьбой, инкрустациями или окраской, что подчеркивает её культурную значимость.
Окарина сюнь
Сюнь (塤, Xūn) — один из древнейших музыкальных инструментов Китая, тип окарины (флейты, свистульки). Внешне — закрытый глиняный сосуд округлой формы с отверстиями, но может иметь и другие формы: шара, груши, рыбы, тыквы, черепахи.
Сюнь обычно изготавливается из керамики или глины, имеет овальную или округлую форму и может иметь от 6 до 8 отверстий для пальцев. Каждое отверстие позволяет изменять высоту звука и настраивать инструмент.
Одна из популярных легенд повествует о Ху Чжунь, древнем китайском правителе, который был выдающимся музыкантом и поэтом. Однажды, гуляя по окрестностям своего царства, он нашел маленькую керамическую фигурку, из которой доносился мелодичный звук. Очарованный, он подошел ближе и стал дуть в эту фигурку, извлекая красивые звуки, которые отражали его чувства. Позже, вдохновленный этим источником звука, Ху Чжунь создал инструмент, который принес бы радость человеку. Этот инструмент стал известен как сюнь.
В некоторых историях говорится о том, что звук сюнь способен вызывать духов драконов, которые приносили дождь и обильные урожаи.
А еще считается, что сюнь появилась, когда люди заметили, что определенные глиняные горшки и предметы издают мелодичные звуки, когда в них попадает воздух.
Звучание у инструмента обычно тёплое и уютное, с мягкими, плавными тембральными оттенками. Диапазон звука варьирует в зависимости от размера и количества отверстий, но в целом звучание близко к другим окаринам: чёткие мелодические линии на средних нотах и плавные переходы на нижних и верхних позициях.
Традиции и народные обычаи современного Китая могут быть для вас интересны. Загляните в нашу статью.