Содержание
- История японского театра Кабуки
- Почему в Кабуки играют только мужчины?
- Основные роли Кабуки
- Особенности сценического исполнения
- Музыкальное сопровождение: сямисэн, тайко, и флейты хаяси
- Популярность Кабуки за пределами Японии
- Особенности японской культуры
История японского театра Кабуки
Кабуки — это классический японский театр, сочетающий драму, танец и музыку.
Его название происходит от глагола «кабуку» (傾く) — «быть необычным», «выделяться». Это зрелищное искусство, где актёры в ярких костюмах и гриме исполняют роли под живую музыку шамисена (трёхструнной лютни) и барабанов.
Театр Кабуки имеет свои особенности:
- все роли играют мужчины (даже женские),
- движения стилизованные, а каждый жест символичен,
- используется сложный грим кумадори, цвета показывают характер героя,
- сцена вращается, есть устройства для спецэффектов.
История кабуки охватывает огромный период, во время которого прошла эволюция от костюмированных танцев до великого театра.
Кабуки создала в 1603 году Идзумо-но Окуни — храмовая танцовщица. Её выступления на высохшем речном дне в Киото шокировали публику. Женщины играли мужчин, мужчины — женщин, костюмы были вызывающе яркими, а сюжеты часто эротическими.
Успех был оглушительным, но в 1629 году женщинам запретили выступать — власти сочли это развратом.
Началась эра юношей-актёров (вакасю-кабуки). Театр перешёл к красивым юношам, но… Они тоже участвовали в скандалах, поэтому в 1652 году их запретили.
Со второй половины XVII века театр стал исключительно мужским и профессиональным. Появились фиксированные амплуа (герой, злодей, женщина-оннагата). Была разработана система грима и костюмов. Появилась механическая сцена, лифты, вращающиеся платформы.
Золотым веком Кабуки считается период Эдо (1700–1868). В это время сформировались главные традиции. Успехом пользовались пьесы о самурайской чести (например, «Сорок семь ронинов»), меланхоличные драмы («Сон во сне»), комичные бытовые сценки.
Современный Кабуки сохранил старые правила, но сейчас иногда играют женщины в экспериментальных постановках, используют лазеры и проекции, а суперзвёзды Кабуки (как Энноскэ Итикава) снимаются в кино.
Познакомиться с Кабуки вы сегодня можете в Токио (театр «Кабуки-дза» в Гиндзе) и в Киото (Минамидза). NHK транслирует онлайн-спектакли с субтитрами.
В 2005 году Кабуки включили в нематериальное наследие человечества за:
- сохранение 400-летних традиций,
- уникальный синтез искусств,
- влияние на мировую культуру (от Брехта до Годзиллы).
Кабуки прошёл путь от «низкого» развлечения до национального достояния. Это не просто театр — зеркало японской души, где блистают страсть, честь и вечная борьба между долгом и чувством.
Почему в Кабуки играют только мужчины?
1629 году сёгунат Токугава запретил женщинам выступать в Кабуки. Причин было несколько.
Среди главных называли моральный разврат, актрисы обвинялись в проституции. Недовольство вызывало и нарушение сословных норм: простолюдинки в театре вели себя как знатные дамы. Ну и не обошлось без религиозного протеста. Буддийские монахи возмущались «кощунственными» танцами.
С середины XVII века сложилась окончательная форма — яро-кабуки («мужской Кабуки»). Мужчина-оннагата (исполнитель женских ролей) теперь создавал на сцене идеализированный женский образ. Только мужские труппы теперь получали официальные лицензии. С практической точки зрения актеры-мужчины обладали большей физической выносливостью, а это было важно, ведь спектакли могли длиться по 8–10 часов.
Даже после легализации женских трупп в 1868 году Кабуки остаётся мужским. Оннагата стали культурным наследием, да и публика ценит в Кабуки именно условность образов.
Запрет на женщин в Кабуки сегодня – это не дискриминация, а особый путь искусства. Когда оннагата выходит на сцену, зрители видят не мужчину или женщину, а саму суть персонажа.
Основные роли Кабуки
В театре Кабуки нет случайных персонажей — каждый герой следует строгим канонам, сложившимся за 400 лет. Здесь даже злодей может быть прекрасен, а юная красавица — мужчиной за пятьдесят. Давайте расшифруем тайный язык амплуа Кабуки.
Татияку: благородный герой (立役)
Это главный положительный персонаж, обычно самурай или благородный горожанин.
Его легко узнать по гриму (красные или коричневые линии на белом фоне), по костюму (строгие кимоно с фамильными гербами), по позе «миэ» (застывшая стойка с одним поднятым кулаком).
Настоящие звёзды Кабуки чаще всего специализируются именно на ролях татияку.
Оннагата: искусство женственности (女形)
Это мужчины, играющие женские роли — от юных девушек до зрелых дам. Они используют специальный голос — фальцет с особыми модуляциями, своеобразную походку — скользящие шаги в позе «сансагуи», когда колени сведены. Визитной карточкой является жест «поправление воротника».
В эпоху Эдо настоящие японки учились «женским манерам» у оннагата.
Типы оннагата очень отличаются друг от друга. «Женщина-воин» в доспехах и с мечом, «куртизанка» в роскошном многослойном кимоно, «горожанка» в скромном, но изящном образе – все они завладевают внимание зрителя безраздельно.
Катакияку: злодей, который восхищает (敵役)
Это отрицательные персонажи, но не примитивные «плохиши».
Среди них есть разновидности: Дзицуаку в гриме с синими или серыми полосами (настоящий злодей), Ироаку в гриме с красными узорами на белом («соблазнительный злодей»).
В Кабуки злодеи часто имеют трагическую предысторию, вызывая у публики сочувствие.
Докэгата: смех сквозь слёзы (道化方)
Это комические персонажи, часто слуги или простолюдины. Их лица гримируют в белый цвет и рисуют красные пятна на щеках. Они имеют нарочито грубый диалект, часто падают, кривляются, играют с публикой. А еще эти персонажи часто произносят горькие истины, прикрываясь шутовством.
Кояку: дети на взрослой сцене (子役)
Это детские роли, которые играют взрослые актёры. Они выступают в укороченных кимоно с яркими поясами. Их легко узнать по прыгающей походке, детской жестикуляции. Говорят они, используя высокую тональность.
В Кабуки ребёнок может быть мудрее взрослых — такие персонажи часто произносят пророческие реплики.
Кэрай: свита как искусство (家来)
Это второстепенные персонажи — слуги, солдаты, свита. Они создают эффект толпы через синхронные движения. Их реакция усиливает драматизм сцен. Они часто становятся «голосом народа» в пьесе.
Роли кэрай — стартовая площадка для молодых актёров перед главными ролями.
Все эти амплуа — не просто роли, а архетипы японской культуры.
Особенности сценического исполнения
Сценическое исполнение в Кабуки отличается уникальными приемами, многие из которых не встречаются больше ни в одном другом театральном жанре.
В Кабуки все роли, включая женские, традиционно исполняются мужчинами. Актеры, играющие женщин (оннагата), годами учатся передавать женственность через особую пластику, мимику и голос. Их игра гиперболизирована: движения замедлены, эмоции подчеркнуты до гротеска, а позы часто замирают в эффектных «стоп-кадрах» (миэ), усиленных гримом и костюмами.
Грим в Кабуки — не просто маска, а код, раскрывающий характер персонажа. Линии кумадори (стилизованные узоры на лице) обозначают тип героя:
- красные — страсть, благородство (например, самураи),
- синие — зло, сверхъестественную силу (демоны, злодеи),
- коричневые — мистических существ или животных.
Сцена Кабуки оснащена уникальными техническими приспособлениями. Ханамити («цветочная тропа») — помост, уходящий в зрительный зал, по которому актеры выходят или уходят, усиливая эффект присутствия. Сэри и мавари-бутай — вращающиеся платформы и люки для мгновенной смены декораций или появления духов.
Музыкальное сопровождение (нагаута) и звуковые эффекты создаются вживую с помощью барабанов, флейт и деревянных трещоток (кёгэн). Особый прием — цукэ — ритмичные удары деревянных плит об пол, акцентирующие драматические моменты.
В отличие от западного театра, в Кабуки поощряется прямая реакция публики: зрители кричат, одобряя любимых актеров в кульминационные моменты. Это создает атмосферу живого диалога между сценой и залом.
Многие пьесы построены на танцевальных сценах, где каждое движение символично. Например, развевающийся рукав кимоно может означать слезы, а резкий поворот головы — гнев.
Музыкальное сопровождение: сямисэн, тайко, и флейты хаяси
Основу традиционного оркестра (хаяси) составляют сямисэн, тайко и флейты, которые вместе формируют уникальное звуковое пространство спектакля.
Трехструнный инструмент сямисэн (三味線) — главный «рассказчик» в Кабуки. Его резкий, пронзительный звук передает настроение сцены: от лирической грусти до яростного конфликта.
Барабаны тайко (太鼓) задают темп и усиливают драматизм. В Кабуки применяются несколько видов:
- О-дайко (большой барабан), мощные удары которого символизируют битвы или появление сверхъестественных существ,
- Кодайко (малый барабан), отбивающий четкие ритмы в быстрых сценах.
Флейты нокан (能管) и сякухати (尺八) создают фоновую звуковую палитру. Их тембр может быть и пронзительным, и нежным.
В отличие от западной музыки, в Кабуки важна не мелодия, а тембровая окраска, которая «рисует» звуковые образы. Музыканты (дегатари) располагаются на сцене или в боковой будке (куромбу). Музыка в Кабуки — это не сопровождение, а полноправный участник действия.
Популярность Кабуки за пределами Японии
Впервые Кабуки показали за пределами Японии в 1928 году — труппа Итикавы Садандзи II выступила в СССР, вызвав восторг у Мейерхольда и Эйзенштейна. Однако настоящий прорыв произошел в 1960-х, когда труппы начали регулярные туры по Европе и США. Западные зрители, привыкшие к реализму, были потрясены условностью Кабуки.
Кабуки стал оказывать влияние на западное искусство — режиссеры вроде Питера Брука и Робера Лепажа заимствовали приемы Кабуки, а модные дизайнеры (Жан-Поль Готье, Александр Маккуин) использовали его эстетику в коллекциях.
Чтобы сделать Кабуки понятнее, на Западе ввели субтитры и синхронный перевод. В театрах зрителям выдают наушники с пояснениями и перед спектаклем зрителей знакомят с символикой жестов и грима. Также за пределами Японии чаще всего показывают сокращенные версии. Классические пьесы длятся 4–5 часов, а за рубежом их ужимают до 2–3.
Современные технологии помогают популяризировать Кабуки. Национальный театр Кабуки в Токио с 2020 года проводит платные онлайн-показы с английскими субтитрами. Также сегодня существуют VR-проекты. Например, Kabuki XR позволяет «побывать» за кулисами во время спектакля.
Современные театральные режиссеры устраивают коллаборации: в 2022 году труппа Энносаки Итикавы совместно с парижской оперой создала постановку, смешавшую Кабуки и балет.
Несмотря на успех, некоторые считают, что гастрольные версии Кабуки слишком упрощены. Однако именно гибкость позволила ему выжить: в 2009 году ЮНЕСКО включила Кабуки в список нематериального культурного наследия, отметив его роль в диалоге цивилизаций.
Узнайте также о японской каллиграфии. Это не просто искусство красивого написания символов, это целый мир, в котором переплетаются история, философия и эстетика.